Замок Вальяла (Укрепленная церковь)

Замок Вальяла (Укрепленная церковь)

Находится это чудо архитектуры, на острове Сааремаа. Церковь св. Мартина в Вальяла на сегодняшний момент считается самой старой постройкой на острове, ее относят к первой половине XIII века. По прошествии времени, в ее облике можно наблюдать признаки романского и готического стилей.

Недалеко от церкви расположено городище, это последняя дохристианская цитадель жителей острова Сааремаа, площадью 120 х 110 м, и склонами до 5 — 7 м высотой. После 1227 г. Немецкие завоеватели построили в Вальяла квадратную часовню с полукруглой апсидой и с приделом на южной стороне (ныне ризница). Капители свода с растительным орнаментом в переходном позднероманском стиле из этой постройки позже были использованы в новой полигональной апсиде. Декор этих капителей близок декоративным формам крестового хода рижского собора св. Марии (Домского). Вероятно, мастер, работавший здесь, прибыл из Риги.


В 1240-х гг. к часовне была пристроена однонефная, трехтравейная продольная часть со спаренными окнами в каждой травее. Первоначальная часовня была превращена в хор. Домикальные своды с парусными колонками, а также квадратные замковые камни середины 13 века указывают на вестфальские корни архитектуры этой церкви.

Западный фасад церкви завершается щипцом с нишами. Главный портал имеет вимперг; полукруглый архивольт портала украшен круглыми тягами с кольцевыми валиками; над ним располагается окно типа «розы»; еще выше – арка с угловыми консолями. Последняя, вероятно, позднего происхождения и указывает на предусмотренный здесь (или снесенный) притвор. На северном и южном фасадах находятся порталы также с полукруглым завершением.

В интерьере высоко расположенная на полом лестница в стене триумфальной арки ведет в помещение над сводами, которое являлось убежищем. Подобная планировка имеется и в церкви епископского замка в Хаапсалу. На то, что церковь имела оборонное значение, указывает и то, что окна церкви находятся на большой высоте.

В 1343 г. церковь была частично разрушена, но в 1363 г. уже имела полигональную апсиду с контрфорсами. Радиально расходящиеся нервюры ее свода поддерживаются висячими колонками. Для архитектурных деталей характерны позднеготические геометрические формы и разнообразные профили. Здесь явно работали те же мастера, вероятно, из Богемии, что и в замке Курессааре.

Башня на южной стороне над ризницей возведена, вероятно, в 17 в. В каменной кладке ее шпиля встречаются многочисленные фрагменты из архаических могильников, сходных с теми, что находили только в Западной Эстонии. На северной стороне хора сохранился значительный фрагмент росписи в технике al secco: шесть сидящих апостолов в аркадах. Она датируется 2-й третью 13 в.

В церкви сохранился крестильный камень с позднероманским орнаментом, напоминающим энергично закрученный растительный завиток (ок. 1260 г.). Автором его является анонимный кельнский мастер, работавший в рижском соборе св. Марии (Домском). Здесь сохранились также две раннебарочные эпитафии – 1664 и 1667 гг. Алтарь и алтарная живопись датированы 19 веком. Витражи — работа Долорес Хоффманн, 1970-1980.